?

Log in

Previous Entry | Next Entry

[sticky post] Советы родителям

Советы родителям

по подготовке детей к участию в играх нашего цикла

Дети дошкольного (от 5 лет), младшего и среднего школьного возраста являются целевой аудиторией нашего педагогического проекта. Как правило, органично чувствуют себя в Нарнии и старшеклассники, и студенты. Но если две последние группы способны подготовится к игре самостоятельно, то младшим детям необходима серьезная и последовательная помощь родителей.

Советую родителям

1)      Внимательно изучить игровые правила и пересказать их детям в доступной форме.

2)      Обсудить с детьми азбуку ролевой игры нашего типа: оговорить необходимость вести все диалоги и действия только от лица персонажа, объяснить необходимость действовать вместе с той игровой командой, к которой приписан ребёнок, независимо от его реальных родственных и дружеских связей. Сообщить режим игрового дня, правила входа в игру и выхода из нее. Сообщить все запреты-табу.

3)      Выделить технические правила и несколько раз повторить с детьми особенности игрового пространства, передвижений, ведения боёв, лечения и т.п. Ребенок должен достаточно полно знать, что он может и что не может делать в игровом пространстве и как ему действовать в типичных игровых ситуациях.

4)      Отдельно стоит выделить также правила речевого этикета и разучить с ребёнком формы обращений к Аслану, лордам и другим персонажам. Объяснить о полном запрете обращения к партнёрам на «ты» (исключение — личный диалог с Асланом).

Кроме того, ребёнку с вашей помощью нужно изучить в самых общих чертах

1)      Мир и древнюю историю Нарнии (по книге «Лев, колдунья и платяной шкаф»).

2)      Игровую предысторию очередной серии (если персонаж, которого играет ребёнок, является взрослым и посвящён в нарнийскую историю по роли).

3)      Географию Нарнии (если персонаж ребёнка является взрослым героем и посвящён в тонкости нарнийских дел — с особенностями на текущий сюжет).

Отдельно выделяю творческую подготовку к игре. Она имеет две стороны:

1)      Участие в подготовке бутафории и антуража. Каждая игровая семья берет на себя часть общей работы по подготовке бутафории (плакатов, указателей, декораций, других игровых предметов) для своей игровой команды (города, деревни, рода, двора), причем основную работу по рисованию, вырезанию, наклеиванию бумажек стоит, конечно, поручить детям. Если дети играют лордов или имеют какие-то игровые должности, они самостоятельно должны разработать и изготовить свои флаги, гербы, печати и другую символику. Способных детей стоит привлекать к изготовлению, пошиву игровых костюмов.

2)      Участие в моделировании и развитии сюжетов. Родители должны помочь детям определить их зону ответственности в игровом мире. Зона ответственности — это те возможности, которые открыты в игре для конкретного персонажа. За реализацию этих возможностей ребенок отвечает сам. Надо объяснить детям, что от их персонажа, от их личной игры зависят разные стороны жизни игрового мира, конкретные параметры игры (например, от умения фехтовать и мужества рыцаря зависит благополучие королевства, от знаний и мудрости советника зависит политика, а от забот старосты — порядок в деревне; точно так же игроки будут ожидать пользы от волшебников, разведчиков, врачей и тп). Но прежде, конечно, придётся объяснить, что игра (нашего типа) — это всегда взаимодействие с кем-то (с партнером), а не с самим собой. Поэтому определение зоны ответственности является ключевым моментом в подготовке ребёнка к игре. Речь идет, конечно, об ответственности перед игровым миром, перед игровыми партнерами, игровым отечеством и т. п. При этом всегда нужно иметь в виду, что эта ответственность игровая — она накладывается не на самого ребёнка, а на его персонажа. Эта психологическая уловка позволит пробудить дремлющие в ребенке организационные и другие таланты, не обременяя его непосильной для его возраста ношей.

Зона ответственности определяет игровые действия и поступки, которые ребенок может совершать совершенно самостоятельно, прилагая творческие усилия, исходя из целей и интересов своего персонажа. Таким образом, для участия в сюжете необходимо сначала обсудить с ребенком его роль: биографию, характер и интересы героя. Следующим шагом будет проговаривание возможных шагов и действий героя в тех рамках, которые позволяет сюжет и место персонажа в игровом мире. Это даст ребенку возможность в ходе игры чувствовать себя уверенно, выбирать те или иные варианты из заранее заготовленных (хотя игроки должны всегда быть готовы к импровизации).

Чем больше зона ответственности игрока, тем больше возможностей реализовать свои творческие способности он имеет.

Самая протяжённая зона ответственности — у игровых лордов, роли которых мы часто поручаем детям. Их зона ответственности — это всё владение (королевство, графство и т. п.) со всеми реальными и виртуальными персонажами. Ответственность лордов может также распространяться во времени: на игровое прошлое (если ребёнок выдумывает предысторию своего владения) и будущее (когда игрок планирует дальнейшие шаги для следующей игры). Несомненно, интереснее и полезнее, если эти шаги игрок предпринимает в контакте со своими игровыми партнерами (членами рода, подданными, советниками, врагами). Есть возможности и для распространения игровых действий детей в пространстве: путем игровой переписки от лица персонажа с другими персонажами (до игры, на игре и после неё).

Если вы хотя бы в общих чертах знакомы с концепцией нашего проекта, то поймёте, что с точки зрения наших педагогических задач они выполняются тем полнее, чем шире зона ответственности ребёнка. При условии, что она не чрезмерна для него — но зачастую только игра может показать, на что в действительности способен ребёнок.